Известно, что тихоокеанские лососи, пришедшие на нерест в реки, после того, как сделают «свои дела» — погибают, давая жизнь и пищу другим обитателям рек. А вот их атлантические собратья живут до 13 лет, успевая несколько раз дать потомство за это время. Почему так происходит? Причина кроется в двустворчатом моллюске – обычной ракушке. Сейчас всё объясню.
Знаете ли вы, что тихоокеанский лосось, отнерестившийся в прозрачных водах стремительных рек, умирает не от истощения организма.
У рыбы еще полно запасов жира. Они гибнут от начавшегося старения, которое, как по мановению волшебной палочки развивается со скоростью, в несколько раз больше обычной. Через пару недель после нереста, реки Сахалина и Камчатки заполнены тушками лососей, пожертвовавших собой на благо продолжения рода. Так рыб запрограммировала природа, изменяя миллионы лет их генетический код.
В 2002 году американцы провели эксперимент, удалив надпочечники у чавычи. И она прожила не 4, а 8 лет. То есть, получается, что можно вмешаться в код извне и изменить природоустройство рыбы.
У семги из Северо-Западной Европы этот генетический код тоже изменен, поэтому она и живет долго, и плодится чаще. Но код изменил не человек, а обычна ракушка. Двухстворчатый моллюск, который многим из вас знаком и есть «взломщик».
Как это произошло? А вот это самое интересное.
Ракушка нерестится в то же время, что и сёмга. Это август-сентябрь. Личинки моллюска, появившись на свет сразу ищут к кому прикрепиться, чтобы их не съели. Жабры сёмги это отличное убежище, чтобы пережить тяжелые времена взросления. Личинки выделяют в рыбу вещества, которые провоцируют семгу в течение суток создать из своей жаберной ткани капсулу-домик.
Эта личинка зовётся глохидия — паразитическая личинка пресноводных двустворчатых моллюсков семейства унионид . Глохидии ведут паразитический образ жизни. Их хозяевами выступают рыбы, которые не только полностью обеспечивают паразитов питанием, но и способствуют расселению моллюсков. Особого ущерба рыбам глохидии не приносят.
В холодных северных водах личинка находится в тепле жаберной капсулы. Так ей предстоит прожить почти год. Все это время личинка замедляет процесс старения своего хозяина, чтобы не умереть самой. Этот механизм формировался миллионы лет.
В теплых же водах, личинки созревают гораздо быстрее. Всего за месяц-полтора, и у них нет необходимости поддерживать жизнь горбуши или кеты, как для семги в ледяной воде. Есть предположение, что именно эти личинки, воздействуя каким-то образом на организм рыбы, дают ей способность возвращаться на нерест именно в те реки, где они родились. Как вам, друзья, такие личинки продлевающие жизнь? Может и у нас, кто долго живет есть подобные?
Подписывайтесь на наш канал в 👉 Telegram — удобный способ быть в курсе актуальных новостей из мира рыбалки!